Вооруженная охрана при транспортировке грузов

Охрана и сопровождение транспорта во время перевозки грузов — это одна из самых распространённых дополнительных услуг охраны, которые предоставляют транспортные компании своим клиентам. Истоки этого явления уходят в глубину веков — необходимость защищать ценные товары при помощи оружия требовалась ещё в Древнем мире. Охранники при грузе стали чем-то вроде традиции. К тому же лихие разбойники и хитрые воры никуда не делись и по-прежнему грабят перевозчиков на дорогах.

В современном мире вооружённое сопровождение грузов очень актуально. Процесс его организации должен быть построен таким образом, чтобы были достигнуты (хотя бы частично) следующие цели:

  • Охрана и защита ценностей во время отправки (погрузки), перемещения и передачи получателю.
  • Обеспечение сохранности груза во время следования к месту назначения.
  • Составление оптимальных маршрутов транспортировки грузов, которые учитывают потенциально опасные или необходимые для водителей и автомобилей места — охраняемые стоянки, АЗС, пункты питания, посты ГИБДД, станции обслуживания и прочие.
  • Контроль за состоянием груза, транспортного средства и водителей посредством специальных средств (радиосвязь, GPS-мониторинг).

Для надёжной охраны перевозимых ценностей транспортно-экспедиторские компании предпочитают нанимать сотрудников частных охранных агентств. Как правило, штат ЧОПов комплектуется военными в отставке, ветеранами спецслужб и МВД. Ориентированные на противодействие негативным намерениям профессионалы умеют быстро ориентироваться в окружающей обстановке, действовать по своей инициативе, принимать рациональные решения.

Отношения с охранными агентствами возникают на основании договора и для обеспечения защиты груза его стороны разрабатывают и утверждают перечень мероприятий по охране груза. Главное, на чём сосредотачивается внимание, — это разработка безопасного маршрута перевозки. Для этого сотрудники ЧОПа анализируют криминогенную обстановку в районах, через которые предполагается проехать, рассчитывают время, когда проезд и остановки будут максимально безопасны. Разрабатывается несколько вариантов следования, из которых самый оптимальный принимается как основной, а все прочие идут в категорию «запасные».

Сотрудники охранных организаций нередко плотно контактируют с различными подразделениями полиции и потому осведомлены о появлении на маршруте непредвиденных препятствий (ремонты дорожного покрытия, дополнительные посты, закрытие дорог для праздничных шествий). Прочие мероприятия по охране груза могу включать:

  • Использование контейнеров, сейфов, опломбирования и дополнительных запоров.
  • Мобильные системы сигнализации: датчики движения, кнопка тревоги и прочее.
  • Радиосвязь во время транспортировки (в том числе кодированный сигнал) или регулярный контакт с диспетчером.
  • Экипаж охраны (наряд), сопровождающий транспортное средство.
  • Круглосуточный мониторинг движения по GPS-координатам.
  • Надзор за погрузочно-разгрузочными работами.

Признак вооружённого сопровождения груза — это наличие у сотрудников охраны разрешённых законодательством РФ средств обороны (нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие, резиновые дубинки, железные или пластиковые наручники, аэрозоли шокирующего действия), а также средства связи — рации, мобильные телефоны.

Помимо всего прочего, охранники собирают данные о водителе транспортного средства, выясняя его благонадёжность и достоверность биографии.

Как показывает практика, экономить на вооружённой охране грузов дальнего следования нельзя. Сбережённые на дополнительной услуге деньги никогда не покроют стоимость убытков, которые могут появиться из-за потери товара и машины.